Создание предметно-развивающей среды для игр дошкольников
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все предметы, окружающие детей, должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Игровая комната оформляется по общему стилю к дому – это прежде всего уют, а именно: соответствие в одной цветной гамме (жёлтый, зелёный, голубой) обоев, гардин, напольных покрытий.
Группа или раздевалка украшена яркими рисунками персонажей сказок, мультфильмов, яркость и запоминаемость интерьера помогает скрасить момент расставания с родителями.
Удобные, красочно оформленные групповые помещения, наличие `живых` и `зелёных` уголков природы увлекают вновь пришедшего малыша в радостный мир сказок.
При построении развивающей среды для детей от полутора лет до трёх лет следует учитывать возрастные и физиологические особенности ребёнка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуёмном стремлении исследовать всё, что находится в поле зрения малыша.
Педагоги оформляют пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малышей: от активных до требующих сосредоточенности и тишины.
Основные характеристики предметно – развивающей среды
1.1. Разнообразие
Наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.
1.2. Оптимальная насыщенность
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду. Тезис «много – значит, хорошо» в данном случае неверен.
Не допускайте перенасыщения, калейдоскопичности среды, это вредно для развития ребёнка, как и скудность среды.
1.3. Стабильность
Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия, маркеры игрового пространства должны иметь постоянное место.
1.4. Доступность.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы)
1.5. Эмоциогеность
Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции).
1.6. Зонирование
Построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности раннего возраста – играют не вместе, а рядом).
Материалы и оборудование для игровой деятельности
Для игр детей раннего возраста, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплекты) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы ориентирования, маркеры пространства).
В группах достаточно иметь 3–4 таких целостных комплекса (тематических зон):
- шкафчик с посудой, кухонная плита, несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
- пара кукольных кроватей, шкафчик с постельными принадлежностями и одеждой, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;
- домик-теремок-ширма, где могут «жить» мягкие игрушки, прятаться и устраивать свой дом дети; здесь же может развёртываться игра взрослых с детьми по мотивам простых сказок;
- тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус - каркас с модулями - сидениями внутри и рулем на фасадной секции.
Материалы и оборудование для познавательной деятельности
Материал располагается мозаично, в нескольких местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить материал на несколько функционально равнозначных комплексов и периодически в течение года менять их.
Материалы и оборудование для двигательной активности
В группе следует освободить место, соответственным образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.
Все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, по очереди. Мелкие пособия целесообразно держать в открытых ящиках. Крупное оборудование лучше расставить вдоль свободной стены.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности (В.А.Сухомлинский). Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Ведь жизнь ребенка в детском саду интересна в том случае, если она наполнена игрой. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга.
Игра, также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Исследователи подчеркивают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка, формирование его «Я» - зависит от того, как его воспитывают, как организовано его воспитание, где, и в каком окружении он растет.
В группе предметно-игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Ребёнок в детском саду находиться целый день, поэтому мы стараемся создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Планируя и создавая игровое пространство, мы продумали их сочетание. Приобретена «взрослая» мебель: кухонный, спальный гарнитур и парикмахерская. Наличие такой мебели помогает детям удобно располагаться и играть, не мешая друг другу или же объединяться для различных игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», «Дом». Дети используют различные пособия и игрушки-заместители, игрушки-самоделки. Так совместно с детьми сделали из соленого теста и раскрасили продукты питания для игры «Домик Барби», «Магазин». Уделяем внимание организации развивающей среды для новых и современных тематик игр: «Телевидение», «Химчистка», «Дизайнерская студия», «Эколог».
Так как в группе много мальчиков место для строительства выбрали достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавая свои сооружения. Всё необходимое для игры размещается вблизи строителя, на любой выбор: гоночные машины, спец. техника, легковые машины.
Для профилактики нарушения осанки у детей мы предусмотрели возможность разнообразных способов детских игр не только лёжа и сидя на полу, но и стоя и сидя за столом. В группе есть различный конструктор: «Лего», металлический, деревянный, пластмассовый. Дети используют для обыгрывания построек различные игрушки, а так же сделанные своими руками из бросового материала: машинки из спичечных коробков, дома из коробок, деревья из картона, куколки из шерстяных ниток. Для конструирования из бумаги для детей всегда доступна подборка образцов – оригами, где они могут проявить свою настойчивость в выполнении работы и выдержку.
Для профилактики плоскостопия у детей мы подготовили разнообразные дорожки, коврики для массажа стоп, есть массажные тапочки и мячи для точечного массажа рук.
Для развития коммуникативных навыков игра «Твикстер», «Забей мяч».
Для развития театральной деятельности детей пополнили уголок настольными театрами, масками, изготовили пальчиковые игры и сшили театр-рукавичек. Дети с интересом устраивают игры-драматизации, инсценируют сказки.
Для того чтобы поддержать интерес детей к усвоению грамоты, мы приобрели соответствующие дидактические игры: «Скоро в школу», «Магнитная азбука», «Собери слово», « Цепочка слов», «Подбери слово к рассказу». Изготовили наглядные пособия (кроссворды): «Природа», «Спорт», «Профессии», «На кухне», «Пути- дороги», «Погода», «Одежда».
Для самостоятельного чтения детей есть книги с крупным шрифтом, из серии «Читаю сам». Проводится работа по подготовке руки к письму. Дети увлеченно работают в прописях. Для развития логического мышления и внимания ребята играют в настольно дидактические игры: «Сравни и назови», «Найди сходство и различие», «Геометрические дорожки», шашки и шахматы.
В группе имеется оборудование для экспериментирования (лупы, магниты, колбы, свечи). Проводим опыты с песком, водой и др. материалами. Узнают из опытов некоторые свойства материалов: растворимость, прозрачность, плавучесть.
Так как дети любят рисовать, лепить и заниматься творчеством, то мы оборудовали уголок изодеятельности всем необходимым: есть образцы по лепке и аппликации, трафареты, мелки, печати, фломастеры и карандаши, пластилин. Дети самостоятельно выполняют аппликации из бумаги техникой обрывания, создают работы, используя соль. К Новому году помогали в оформлении группы, создавая композиции «Зимние ветки», впервые работая с пенопластом.
При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность, ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Мы в свободное время рисуем, шьём, вяжем, создаем нестандартное оборудование для групп. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.